Топ-100

«Глаголом жги сердца людей». Михаил Барщевский о «Неформате», театре и патриотизме

Эксклюзив
После премьеры спектакля «Неформат», рецензию на который читайте на наших страницах, у нас появилась возможность поговорить с одним из самых эрудированных людей нашей страны! Автор и постановщик этого необычного действа М.Ю.Барщевский рассказал нам для чего был создан этот спектакль-репетиция, что он хотел донести до зрителей и еще много интересного:

НотаМиру: Добрый вечер, Михаил Юрьевич.
М. Барщевский: Добрый вечер!

НотаМиру: На площадке театра «У Никитских ворот» прошла премьера вашего нового спектакля «Неформат». Мы были на спектакле, и сложилось такое ощущение, что я побывала на репетиции. Название «Неформат» было придумано для того, чтобы сразу предупредить зрителя, что на сцене может происходить все что угодно? И был ли другой вариант названия?
М. Барщевский: Первоначальное название — «Споря об очевидном». Потом, когда я придумал спектакль в виде такой репетиции, то есть спектакль в спектакле, у него появилось название «Закулисье». Но слово «закулисье» ассоциируется с политикой — политическое закулисье. И вдруг, во время обсуждений, родилось слово «неформат». Потому что этот спектакль, как мне кажется, нетрадиционный, нарушает все принятые законы спектакля. Получилось очень интересно еще и потому, что сами разговоры и темы спектакля обычно не принято обсуждать. Также темы тоже неформат. Это не комедия, но это и не трагедия, не мелодрама и не детектив.
Что это по сюжету, по жанру? Тоже неформат, нет такого жанра — разговор. Поэтому название отражает и форму, и содержание.

НотаМиру: А на какую аудиторию рассчитан спектакль?
М. Барщевский: Это очень трудно сказать. Сначала я думал, что на людей среднего возраста, но на предпоказе ко мне подошел студент первого курса МГИМО и сказал: «Как вы точно угадали основные темы, о которых мы все время говорим в институте». Так что получается — для всех думающих людей.

НотаМиру: Какая деятельность для Вас, все же, основная? Изначально Вы — известный юрист. А писательство или режиссура — это тоже профессия или призвание?
М. Барщевский: Начну отвечать с вопроса к Вам. Скажите мне, пожалуйста, например, Грибоедов, он кто был?
НотаМиру: Он был дипломатом.
М. Барщевский: А вальс Грибоедова почему-то проходят во всех консерваториях. Был ли он композитором? А «Горя от ума» изучают в школе, в институтах, ставят на сценах, кем он был? Я ответил на Ваш вопрос?
У меня мама была актрисой, и я вырос, в буквальном смысле слова, на коленях у Анатолий Васильевича Эфроса. Галина Волчек была подругой моих родителей, то есть я всю жизнь находился в театральном окружении. Это первое. Второе, я могу сказать, что адвокат — это же, во-первых, психолог, во-вторых, актер и только в-третьих, юрист. Это творческая профессия. Другое дело, что сегодняшняя адвокатура, к сожалению, выглядит совсем не так, как она выглядела в те годы, когда я начинал адвокатскую деятельность. Так что это изначально была творческая профессия. Юридические знания — отлично, но этого недостаточно для того, чтобы быть адвокатом.

НотаМиру: Соответственно, писатель — тоже психолог?
М. Барщевский: Любой творческий человек — психолог. Влияет на психологию, на психику, на эмоции людей. А еще одна важная вещь — творчество, с моей точки зрения, это манипулирование в хорошем смысле сознанием человека, читателя, слушателя, зрителя. Это формирование взглядов людей. То есть я, за счет каких-то средств, заставляю, вынуждаю человека о чем-то задумываться, к какому-то выводу прийти, какие-то эмоции испытать, получить впечатление. Как адвокат, я теми или иными способами влияю на сознание судьи, чтобы он принял решение, которое нужно.
Опять же, по Пушкину: «Глаголом жги сердца людей».

НотаМиру: Момент, когда вы выходите на сцену сами и становитесь действующим лицом. Вы на сцене сам по себе или играете роль самого себя? Я имею ввиду, приходится ли вживаться в роль или для Вас это обычное выступление на аудиторию?
М. Барщевский: Я играю всю жизнь одну и ту же роль — роль Михаила Барщевского. Но есть вещи, которые мне интересно донести до публики. То, что я знаю, а публика не знает. Вот, например, в этом спектакле так и получилось.

НотаМиру: В спектакле чувствуется присутствие импровизации. Это так или у Вас четко прописано каждое слово для каждой роли?
М. Барщевский: Три очень хороших и очень известных московских режиссёра, с которыми я советовался, услышав о том, что я собираюсь сделать, сказали, что это невозможно. Просто невозможно и все. Актеры не могут говорить без написанного текста. Они могут выучить текст, они могут сыграть его как импровизацию. Но текст должен быть написан. Мне же интересны актеры как живые люди, мне реально интересно, что они скажут от своего имени. Поэтому и получилось, что никто не знает, что будет происходить в следующую минуту.

НотаМиру: Марк Розовский как-то сказал, что Вы не боитесь острых вопросов? Вот эти острые вопросы, которые Вы поднимаете в спектакле, безусловно, найдут отклик у зрителей, а не опасаетесь негативных отзывов?
М. Барщевский: Я скажу так — я буду очень расстроен, если их не будет. Потому что, как я уже говорил, «Глаголом жги сердца людей». Если я никого не зажег, если ни у кого не появилось эмоций, восторга или отрицания, то можно было спокойно сидеть дома и ничего не делать. Мне нужно было людей заставить думать — либо соглашаться, либо не соглашаться. Разве интересно ставить спектакль, с которым все согласны? Поэтому я сделал спектакль сознательно так, чтобы он вызвал спор. Кстати, среди моих друзей кому-то очень понравилось, а кому-то совсем нет. Но споры были очень жаркими, чего я и хотел добиться.
После предпоказа у меня произошел такой разговор:

— Это вообще зачем? Вы защищаете войну.
— Я войну не защищаю, а говорю, что это объективная данность. Войны были, есть и будут.
— Но это же ужасно?
— Да, ужасно. А то, что человек смертен разве не ужасно? Но вы же смирился с тем, что мы смертны. Смирись и с тем, что войны есть.

Вопрос в том, чтобы мы можем сделать, чтобы уменьшить последствия. Или отодвинуть подальше, чтобы войны происходили хотя бы пореже. То же самое про семейные ценности, про нетрадиционную ориентацию, про деньги. Многие люди считают, что если будут деньги, то будет счастье. Да ничего подобного. А многие считают, что могут быть счастливым без денег. Тоже неправда. С людьми надо об этом разговаривать.

НотаМиру: Говорят, спектакль уже посмотрели «сильные мира сего». А могут, чисто теоретически, спектакль закрыть. Это, вообще, возможно в наше время?
М. Барщевский: Я считаю, что должно у нас быть что-то современное и актуальное. Знаете, охранителей всегда много, а в такой ситуации, когда страна находится в состоянии СВО, охранителей становится еще больше и больше. Поэтому я вполне допускаю, что кто-то потребует закрыть спектакль.

НотаМиру: Марк Григорьевич сказал про Вас, что Вы человек не просто своего мнения, Вы человек убеждений, а они не меняются. Насколько это верно, влияет ли на убеждения опыт и окружение или все идет из семьи?
М. Барщевский: Конечно. Есть жизненный опыт, а убеждения могут и должны меняться со временем. Потому что если убеждения не меняются, то это не твои убеждения, а выученный текст, то есть чьи-то чужие убеждения, в которые ты уверовал, а сам мыслить не можешь. Пока я мыслю, я живу. Сейчас очень модная тема. Взаимоотношение нас и Запада. Я в ранние девяностые был абсолютно убежден в том, что нас ждали в этой самой западной цивилизации, в западной семье, что мы там как свои. Мы часть западной культуры, а они, так сказать, русской культуры, я абсолютно был в этом убежден. Задолго, еще в ранние нулевые, несколько вещей показались мне странными. Я три года проработал в Штатах, и понял тогда, что мы внешне с ними очень похожи. Но мы абсолютно разные. Между мной и человеком с Берега Слоновой Кости больше общего, чем между мной и американцем.
Понимаете, о чем я? Этот вопрос менталитета. У меня есть интеллект, но есть и душевность. По американским фильмам очень хорошо видно — в них никто никому не доверяет. Муж начинает жене рассказывать что-то. Жена говорит, не хочу этого знать, чтобы не давать показания в суде. Вот можете представить, что у нас жена говорит: «нет, ты мне не рассказывай, а то меня будут допрашивать, и я тебя предам». Дальше. Там человек под присягой продает всех. У них, в английском языке, нет слова «друг». Friend — это приятель. Нет понятия «друг». А у нас это базовое понятие. Это простой пример.
Я не говорю, что хорошо, а что плохо. Может быть, у них хорошо, а у нас плохо. Не знаю. Но это просто другое. Поэтому, да, убеждения меняются. Сейчас я абсолютно убежден, что Россия — это особенная цивилизация. Опять-таки хорошая или плохая — история покажет. Но это наша, отличная от других, своя цивилизация. У меня нет ни малейших сомнений.

НотаМиру: Многие помнят и знают Вас по игре «Что? Где? Когда?». Для Вас это особенная история? Как она повлияла на жизнь?
М. Барщевский: Участие в этой передаче, безусловно, повлияло на мою популярность. Но совсем не так, как я рассчитывал. Мне было интересно. В клубе собираются самые эрудированные люди. Раньше мне был интересен конфликт, и он там был — между ведущим и игроками. Я считаю, что любая драматургия – это конфликт. А сейчас передача стала очень мирная, очень дружественная. Она для меня стала менее интересной, не потому что знатоки поглупели и вопросы стали хуже, а потому что конфликты все были переведены в дружеское русло. Но я знаю, что это сознательная позиция Бориса Крюка. Поскольку весь мир сейчас находится в конфликте, Борис хочет, чтобы был такой островок бесконфликтного, интеллигентного общения. Это его концепция, его передача, он имеет полное право. И судя по тому, что существует постоянная аудитория, многим людям это нравится. Но мне, как человеку не чуждому театральности, это стало не так интересно. Раньше, если бы игроки побеждали, то они побеждали вопреки   несправедливости ведущего. Если они проигрывали, то они проигрывали из-за того, что ведущий всегда был на стороне клуба, не за игроков. А сейчас все как-то очень по-честному, очень по правилам. Кому-то это нравится, кому-то это менее интересно. Мне интересна борьба.

НотаМиру: Я думаю, что Барщевский — это уже какой бренд, явление? Как Вы считаете то несёт в себе это имя?
М. Барщевский: Думаю, имя создается временем и делами, а бренд это или нет, вы мне лучше скажите.

НотаМиру: И вот все-таки вопрос патриотизма. Сейчас общество наше российское раскололось на две половины, на тех, кто «за» и тех, кто «против». С чем это связано? С тем, что понятие патриотизма в нашей стране было обесценено или все-таки молодёжь сейчас стала более информирована и осознана и поэтому понимают все более глубже и выбирают свои интересы?
М. Барщевский: Смотрите, я категорически не приемлю термина народ, молодежь, когда мы говорим о мнении. Кто-то из молодежи через Верхний Лаз уехал подальше, а кто-то добровольцем или контрактником идет во имя своей страны. Как вы их объедините одним словом — «молодежь»? Это разное.
Что произошло, с моей точки зрения? Идеология, психология потребления очень быстро внедрялась в наше сознание. Если я человек, который только потребляет, то любые изменения, начиная от военных действий, кончая изменением курса доллара и доступностью, не знаю, сумочки «Луи Витон», это рушит мой привычный образ жизни. А другой человек, который не только потребляет, он знает в какой стране он живет. Он знает почему наша страна в таком положении.
Я обычно выделяю два вида патриотизма. Один настоящий, а другой — квасной. Один говорит, увидев кучу говна: «как красиво лежит, как приятно пахнет» — это квасной патриотизм. Настоящий патриот идет по улице и, видя такую же кучу, говорит: «На моей улице говно». Берет, собирает его и убирает. Вот это настоящий патриот.

НотаМиру: Интересная получилась роль уборщицы в спектакле «Неформат». Так сказать, мнение народа. Она постоянно влезает в умные беседы, для чего она была придумана? Разбавить серьезные беседы юмором или эту роль вложен более глубокий смысл?
М. Барщевский: Изначально роль уборщицы была придумана для того, чтобы подчеркнуть, что это репетиция. Во время репетиции уборщица приходит, начинает убираться и мешать. Потом мне вспомнилась фраза Ленина, что любая кухарка может управлять государством. И была придумана история, что эта уборщица в конце выгоняет режиссера и автора и продолжает режиссировать спектакль. Говорит актерам как им играть. Некий легкий фарс. Но когда Яна Прыжинкова, с моей точки зрения, гениальная актриса, вдруг выбрала себе роль Зухры, вот такой уборщицы-таджички, вдруг зазвучала тема межнациональных отношений. Это была чистая ее импровизация, которую мы подхватили и закрепили. И, играя эту уборщицу, Яна сделала ее действующим лицом.

НотаМиру: Есть ли у вас еще новые идеи для спектаклей? Ждать ли премьер в следующем году?
М. Барщевский: 2023 году — 2 постановки по моим пьесам. Один опубликованный роман «Правда о лжи». Это не высокая литература, просто беллетристика. Читается легко, но психологии читателя не изменит. Это не Толстой, это другое.
У меня закончены сейчас две пьесы. И еще одна комедия в работе. Думаю, что я в течение месяца-двух ее закончу. А по книге можно снимать кино. Если кто-то из киношников захочет, то это будет восьмисерийник.

НотаМиру: Ваш статус в программе «Что? Где? Когда?» звучал как «Хранитель традиций», насколько для Вас традиции по жизни имеют значение и есть ли какие-то особенные традиции в вашей семье?
М. Барщевский: Каких-то постоянных традиций, таких как, например, 31 декабря с друзьями ходить в баню, нет. Но уже много лет назад моя жена начала снимать фотографии наших детей и внуков под елочкой. Все эти фотографии у Ольги стоят на столе. Все в ряд. И их уже много.

НотаМиру: Что бы вы могли пожелать в Новый год нашим согражданам?
М. Барщевский: Я всегда говорю о том, что как разруха, так и счастье начинаются в головах. Я очень желаю людям, которые это прочтут любви, научиться получать удовольствие от того, что у них есть. Стремиться к большему надо, но не портить себе жизнь, не испытывать зависти.
Жизнь — она одна. Помните всегда об этом. Надо смотреть на себя с удовольствием. Понимать, что вчерашний день ты прожил правильно и хорошо. А не отводить глаза в сторону, потому что ты был подонком. Да, ты заработал, ты выиграл, ты обошел кого-то, но не честно. Себя же не обмануть.

Великолепные пожелания, великолепный спектакль. Слова Михаила Барщевского надолго еще останутся в памяти, поскольку в каждом из них мудрость. И «Неформат», действительно, постановка «для умных», которая отражает яркую индивидуальность автора, глубочайшее видение проблем современного мира.
Мы присоединяемся к пожеланиям Михаила Барщевского. И с наступающим вас Новым годом!

Авторы: Анастасия Сущевская и Максим Ротермель

Нота Миру - онлайн журнал