«Повесть о Сонечке» в театре им. Вахтангова - Нота Миру

«Повесть о Сонечке» в театре им. Вахтангова

21 декабря на Новой сцене театра им. Вахтангова состоялась последняя в уходящем году премьера — «Повесть о Сонечке».

Режиссер Владислав Наставшев — автор сценической версии и постановки, впервые поставил спектакль в этом культовом театре. И начал он со знаковой для театра им. Вахтангова пьесы, которая, наверное, не могла быть поставлена ни в одном другом театре.

Это автобиографическое произведение написала Марина Цветаева в 1937-1939 гг, уже будучи в эмиграции. В нем она вспоминает московские события 1918-1919 года, когда жизнь связала ее с Мансуровской студией Евгения Вахтангова. Там она сблизилась со студийцами-вахтанговцами и особенно с молодой талантливой актрисой Софьей Голлидей.

Между Мариной и Сонечкой возникла дружба и даже какая-то особенная неземная любовь и близость. И это большое светлое чувство сквозит из каждой строчки густого насыщенного текста цветаевской прозы.

Артисты признаются, что с этой пьесой работать было нелегко. Это не игровое произведение. Там нет драмы в привычном смысле. Это просто воспоминания об удивительном и очень близком автору человеке. Сыграть это так, чтоб увлечь зрителя, чтоб это было интересно смотреть на сцене театра, было сложной задачей. Но режиссер и актеры-вахтанговцы справились невероятно хорошо.

В спектакле заняты всего трое артистов: Евгения Крегжде играет Марину Цветаеву, Ксения Трейсер Сонечку и Константин Белошапка исполняет целую дюжину мужских ролей. Каждый из них достоин самых больших похвал и восхищения. Кажется, что на их местах просто не могло быть никого другого — настолько органичны все трое в своих ролях. Они наполняют собой сценическое пространство и более трех часов держат внимание зрителя.

Спектакль получился очень эстетически красивым, очень поэтичным, несмотря на то, что написан не в стихах. Но даже в прозаических строчках чувствуется перо поэта. Прекрасные декорации, полные символов, точные световые и музыкальные решения — все это делает спектакль очень атмосферным и, я бы сказала, плотным и пронзительным.

Здесь есть над чем посмеяться, чему улыбнуться, над чем погрустить, о чем задуматься и потосковать, есть и о чем поплакать.

Театральная судьба Сонечки так и не сложилась, ее актерская карьера не состоялась. Несмотря на способности и талант, она так и осталась актрисой одной роли. Но образ милой маленькой Сонечки, так бережно хранимый в памяти великого поэта, запечатлен Мариной Цветаевой в ее пьесе и теперь обрел новую жизнь на сцене театра им. Вахтангова, дав возможность и современному зрителю узнать и полюбить маленькую Сонечку Голлидей.

Нота Миру - онлайн журнал
Нота Миру - онлайн журнал