Топ-100

«Искусство жить и верить»: Ректор о театре, молодежи и клоунах будущего

Ректор Московского института театрального искусства имени Народного артиста СССР Иосифа Кобзона (ИТИ им. Кобзона) Дмитрий Валентинович Томилин.

Дмитрий Валентинович, ректор одного из самых ярких театральных вузов страны, откровенно — о студенчестве, цирке, Кобзоне, чистой любви и даже о своем несостоявшемся обеде с Баталовым. Его слова — как сцена: немного драмы, немного комедии, но в основе — настоящая страсть к делу.


  «Молодежь не меняется. Меняется время…»

— Дмитрий Валентинович, каким вы видите современного студента?

    Знаете, студенты не меняются. Ни тогда, ни сейчас. Молодость — она одинакова во все времена. Основные ценности — любовь, карьера, вера в себя — вечны. Внешние обстоятельства, конечно, влияют, но внутренняя суть остается прежней.


  Главное — не блеск, а мастерство

— Чем ваш институт отличается от других?

     Мы делаем ставку на профессию. Не просто вдохновлять — учить. Петь — профессионально, танцевать — профессионально, говорить — профессионально. Всё начинается с ремесла. Я всегда говорю студентам: если вы «нафантазировали» сделать сальто, но не умеете — вы просто сломаете шею. Сначала — навык, а вдохновение потом.


  Возрождение клоунады: «Смех — это серьёзно»

Сегодня в институте запускается уникальное направление — факультет «Циркового искусства» и специализация «Клоунада». 

Это не шутка. Советская цирковая школа исчезает под давлением западной. Клоуны-аниматоры — не то же самое, что коверные клоуны в традициях Попова, Никулина, Енгибарова. Настоящее искусство русской клоунады уходит. И конечно, это надо исправить. Факультет возглавил художественный руководитель Цирка «На Цветном бульваре» Максим Никулин, сын легендарного народного артиста СССР Юрия Никулина. Руководит процессом обучения— народный артист РФ Анатолий Марчевский, тот самый «рыжий клоун Марчелли» детства. Обучение рассчитано на два года. Выпускников ждёт не просто диплом, а конкретная арена— московские цирки готовы их принять. И да, это проект, поддержанный Администрацией Президента России, Газпромбанком и московским цирком на Цветном бульваре.


  Связь времен: Иосиф Кобзон и его цирковая сцена

    Это символично, что именно институт Кобзона открывает это направление. Ведь свои первые вокальные успехи Иосиф Давыдович получил именно в цирке. Он пел в аттракционе Мистечкина песню «Куба — любовь моя». Цирк был его стартом. И теперь — нашим продолжением.


  Театр, который нужен сегодня

— Какой театр сегодня востребован?     

Это как спросить, какой хлеб вкуснее. Театр должен быть разным. Коммерческим и экспериментальным, классическим и авангардным. Попытки загнать искусство в рамки — это путь в никуда. Даже если спектакль странный, провокационный — он нужен. Театр Виктюка — был, и это было феерично, да странно, да не похоже на что-то устоявшееся, но феерично. Хоть его и пытаются сейчас стереть из памяти.


  Один совет тем, кто мечтает о сцене

— Если бы вы могли дать один совет каждому, кто хочет стать артистом?

  Если хотите — делайте. Не слушайте никого. Пока молоды — дерзайте. Потом появятся сомнения, быт, страх. А сейчас — вперед. Если чувствуете потенциал — реализуйте его. Главное — не ждать «подходящего момента».


  Боль театрального ректора

    Самая большая проблема — никто не смотрит молодых актёров. Все хотят увидеть «медийное лицо». Смотрят не спектакль, а «афишу». Это подмена. А где увидеть новых звёзд? Только в учебных театрах. Настоящие театралы — именно туда и должны идти.


  Кто вдохновляет сегодня?

Последние полгода читаю Шукшина. Простые, честные истории — настоящие. Сейчас открыл для себя Драгунского — тоже очень близко. И мне хочется ставить спектакли про чистую дружбу и любовь, про настоящие человеческие чувства. Потому что мир стал бессовестным. И студентам это отзывается — они тянутся к чистоте, если её показать.


  С кем бы пообедал из великих?

     С Алексеем Владимировичем Баталовым. Мы даже приглашали его стать ректором нашего института 14 лет назад. Но здоровье его подвело. Этот незавершённый разговор — мой незакрытый гештальт. Очень хотелось бы его закончить.


  Личный путь: от балета до ректората

Я артист балета. В 25 пришлось уйти на «пенсию» (смеется), начал заниматься бизнесом, продюсированием, режиссурой, образованием. В итоге — создали институт. Из протеста. Потому что то, что происходило в театральном гособразовании — не устраивало ни меня, ни моих коллег. Я не планировал становиться ректором. Но обстоятельства сложились так, что отступать было некуда. И теперь — это дело всей моей жизни.


  Первый театральный фестиваль БРИКС

Это тоже наша история- история ИТИ. В 2016 году МинОбр потребовал от ВУЗов: «Займитесь международной деятельностью». Нам 4 года, мы молодые — а тут международка. Сели, подумали: наш профессор Валентин Тепляков — почётный профессор в Бразилии, Китае и Индии. Я — в ЮАР. Получилось: БРИКС. Заключили соглашения с партнерами и в 2017 году провели первый фестиваль. А в этом году уже восьмой, и он растёт: присоединяются Беларусь, Индонезия, Иран, ОАЭ, Армения.


  Заключение

Сегодня, когда искусство часто заменяется хайпом, а театр путают с глянцевой тусовкой, такие разговоры важны. В них — суть. Дмитрий Валентинович не просто говорит — он служит. Служит искусству. Студентам. И, что особенно ценно — памяти, традиции и будущему.


 Благодарим за интервью — Московский институт имени Иосифа Кобзона.

Нота Миру - онлайн журнал