Из девятого круга ада на сцену театра «Модернъ» - Нота Миру

Из девятого круга ада на сцену театра «Модернъ»

Данте в своей «Божественной комедии» рассказывает о девятом круге Ада, как о наиболее страшном и зловещем месте, где сам Люцифер терзает находящихся там великих злодеев — самых больших предателей. Среди них Иуда, Брут и Кассий. 

Интересно, что режиссёр Юрий Грымов на сцене своего театра «Модернъ» поставил два спектакля с разницей в шесть лет, которые повествуют именно об этих личностях. 

В спектакле «Цезарь», который вышел в 2017 году, мы видим сразу двух предателей — Брута и Кассия, которые вступили в заговор и убили Цезаря.

Эта великая пьеса написана Шекспиром еще в 1599 году, но драматург Александр Шишов существенно сократил ее и даже отчасти изменил смысл. А Грымов сделал из того, что получилось, зрелищную и злободневную постановку, более чем актуальную в наше время. 

Интересно, что сам Цезарь появляется в ней ближе к середине спектакля, и уже буквально через несколько минут его убивают. То есть не он главный герой у Грымова. Но тогда кто же? На мой взгляд это как-раз Брут, Кассий и, конечно, народ. 

Брут — предатель, убийца, но при этом он не злодей. Он верит в идею свободы Рима и римлян и убивает Цезаря лишь потому, что тот захотел большей власти. 

Кассий совсем не такой. Он главный инициатор заговора против Цезаря и делает это не из благородных побуждений, как Брут, а из банальной зависти. 

В какой-то момент режиссёр переносит зрителей из Древнего Рима в наши дни, где все заговорщики вдруг облачаются в деловые костюмы, наложницы становятся моделями, а Цезарь просто брендом.  И Кассия мы видим в образе бандита 90-х, играющимся перочинным ножиком, а орудием Брута становится микрофон, с помощью которого он объясняет толпе, почему убил Цезаря. 

Народ же — это тот герой, который верит всему, что ему говорят, которым так легко манипулировать и который даже не осознает своей истиной силы. 

Когда слово берет Брут, толпа верит ему и скандирует его имя. Когда же Марк Антоний убеждает людей в обратном, толпа тут же меняет свое мнение и уже готова к отмщению за погибшего Цезаря. 

И с горечью Брут, видя ведомость этой толпы, констатирует: «Им не нужна свобода, им нужен новый Цезарь».

Кажется, что это пьеса актуальна и злободневна и по сей день. Во всяком случае, зрителю будет о чем поразмыслить при просмотре спектакля. 

«Иуда?» не менее зрелищный спектакль, чем «Цезарь». Его премьера состоялась совсем недавно — в конце 2023 года, и он стал завершающей частью трилогии «Антихрист и Христос». Здесь драматург Александр Шишов выступает уже не в роли инсценировщика, а в качестве автора пьесы.

И пьеса эта, как и получившийся спектакль — очень провокационны. Драматург и режиссер задаются вопросом: «А предатель ли Иуда?» 

Так ли все однозначно в этой истории? Почему в ней столько несостыковок? Насколько предательство Иуды вообще было доказано с точки зрения юриспруденции? Могло ли все быть совершенно не так, как мы привыкли об этом думать? И существовало бы христианство, если бы не было распятия? 

Возможно, зритель получит ответы на эти вопросы в процессе просмотра спектакля. А может быть просто попробует поразмышлять на эту тему.

 

Сам спектакль состоит из двух частей. Сначала зрители попадают на семинар Юр.фака МГУ, где слушается дело Иуды. И эта часть получилась просто безупречной. От неё ум получает настоящее интеллектуальное удовольствие.

Вторая часть сложнее и неоднозначней. Профессора и студенты преображаются в библейских персонажей, и мы все переносимся в древний Иерусалим, чтоб стать свидетелями событий страстной недели. 

Здесь будет и Иисус, и Понтий Пилат, и первосвященник Каиафа, и Мария Магдалина, и апостолы. Но зритель увидит непривычный, альтернативный ход событий, которому нельзя отказать в логичности и правдоподобности. 

Спектакль оставляет после себя такое послевкусие, такие противоречивые мысли и эмоции, что хочется его потом еще много и долго обсуждать.

Юрий Грымов — режиссёр и художественный руководитель театра «Модернъ», берётся за нестандартные постановки, которые не идут ни в одном московском театре. Он поднимает в своих спектаклях актуальные и противоречивые темы. И наверное поэтому каждый раз на его постановках полные аншлаги. И его размышления о великих грешниках — самых страшных предателях, достаточно любопытны и заслуживают внимания. 

Нота Миру - онлайн журнал
Нота Миру - онлайн журнал