Данте в своей «Божественной комедии» рассказывает о девятом круге Ада, как о наиболее страшном и зловещем месте, где сам Люцифер терзает находящихся там великих злодеев — самых больших предателей. Среди них Иуда, Брут и Кассий.
Интересно, что режиссёр Юрий Грымов на сцене своего театра «Модернъ» поставил два спектакля с разницей в шесть лет, которые повествуют именно об этих личностях.
В спектакле «Цезарь», который вышел в 2017 году, мы видим сразу двух предателей — Брута и Кассия, которые вступили в заговор и убили Цезаря.
Эта великая пьеса написана Шекспиром еще в 1599 году, но драматург Александр Шишов существенно сократил ее и даже отчасти изменил смысл. А Грымов сделал из того, что получилось, зрелищную и злободневную постановку, более чем актуальную в наше время.
Интересно, что сам Цезарь появляется в ней ближе к середине спектакля, и уже буквально через несколько минут его убивают. То есть не он главный герой у Грымова. Но тогда кто же? На мой взгляд это как-раз Брут, Кассий и, конечно, народ.
Брут — предатель, убийца, но при этом он не злодей. Он верит в идею свободы Рима и римлян и убивает Цезаря лишь потому, что тот захотел большей власти.
Кассий совсем не такой. Он главный инициатор заговора против Цезаря и делает это не из благородных побуждений, как Брут, а из банальной зависти.
В какой-то момент режиссёр переносит зрителей из Древнего Рима в наши дни, где все заговорщики вдруг облачаются в деловые костюмы, наложницы становятся моделями, а Цезарь просто брендом. И Кассия мы видим в образе бандита 90-х, играющимся перочинным ножиком, а орудием Брута становится микрофон, с помощью которого он объясняет толпе, почему убил Цезаря.
Народ же — это тот герой, который верит всему, что ему говорят, которым так легко манипулировать и который даже не осознает своей истиной силы.
Когда слово берет Брут, толпа верит ему и скандирует его имя. Когда же Марк Антоний убеждает людей в обратном, толпа тут же меняет свое мнение и уже готова к отмщению за погибшего Цезаря.
И с горечью Брут, видя ведомость этой толпы, констатирует: «Им не нужна свобода, им нужен новый Цезарь».
Кажется, что это пьеса актуальна и злободневна и по сей день. Во всяком случае, зрителю будет о чем поразмыслить при просмотре спектакля.
«Иуда?» не менее зрелищный спектакль, чем «Цезарь». Его премьера состоялась совсем недавно — в конце 2023 года, и он стал завершающей частью трилогии «Антихрист и Христос». Здесь драматург Александр Шишов выступает уже не в роли инсценировщика, а в качестве автора пьесы.
И пьеса эта, как и получившийся спектакль — очень провокационны. Драматург и режиссер задаются вопросом: «А предатель ли Иуда?»
Так ли все однозначно в этой истории? Почему в ней столько несостыковок? Насколько предательство Иуды вообще было доказано с точки зрения юриспруденции? Могло ли все быть совершенно не так, как мы привыкли об этом думать? И существовало бы христианство, если бы не было распятия?
Возможно, зритель получит ответы на эти вопросы в процессе просмотра спектакля. А может быть просто попробует поразмышлять на эту тему.
Сам спектакль состоит из двух частей. Сначала зрители попадают на семинар Юр.фака МГУ, где слушается дело Иуды. И эта часть получилась просто безупречной. От неё ум получает настоящее интеллектуальное удовольствие.
Вторая часть сложнее и неоднозначней. Профессора и студенты преображаются в библейских персонажей, и мы все переносимся в древний Иерусалим, чтоб стать свидетелями событий страстной недели.
Здесь будет и Иисус, и Понтий Пилат, и первосвященник Каиафа, и Мария Магдалина, и апостолы. Но зритель увидит непривычный, альтернативный ход событий, которому нельзя отказать в логичности и правдоподобности.
Спектакль оставляет после себя такое послевкусие, такие противоречивые мысли и эмоции, что хочется его потом еще много и долго обсуждать.
Юрий Грымов — режиссёр и художественный руководитель театра «Модернъ», берётся за нестандартные постановки, которые не идут ни в одном московском театре. Он поднимает в своих спектаклях актуальные и противоречивые темы. И наверное поэтому каждый раз на его постановках полные аншлаги. И его размышления о великих грешниках — самых страшных предателях, достаточно любопытны и заслуживают внимания.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.