Топ-100

«Каждый фильм индивидуален». Интервью режиссера «Харассмент» Анны Рокс

Эксклюзив
Сменить профессию, но не изменить себе. Стать студенткой после долгих лет работы и презентовать свой фильм на множестве фестивалей. Анна Рокс – молодой успешный режиссер рассказала, как она решилась пойти за ветром перемен, и, каким оказался ее дебютный фильм.

 

НотаМиру: Анна, Вы начинали свой творческий путь на радио “СпортFM”, позже оказались сценаристом на НТВ. Почему Вы решили сменить сферу деятельности, уже достигнув определенных высот в профессии?
Анна Рокс: Знаете, работа в медиа сфере и подтолкнула меня к переменам. На НТВ я участвовала в создании автомобильного шоу “Главная дорога”. Ведущими программы были профессиональные актеры Андрей Федорцов и Денис Юченков. Именно они своим отношением к работе, историями со съемок зародили во мне идею попробовать себя в режиссуре. Андрей вообще заставлял меня Станиславского читать, чтобы я лучше работала в кадре и для более глубокого погружения в работу. Так и втянулась, начала изучать эту тему уже самостоятельно. В какой-то момент я осознала, что режиссура меня увлекает куда больше, чем текущая деятельность. Тогда оставалось лишь решиться, сделать шаг к переменам. И я поступила во ВГИК. Потихоньку обучаясь, начала придумывать свои проекты, устроилась работать на модный телеканал World Fasion Channel. Именно там я получила опыт съемки в разных странах, наверное, наиболее мне запомнились съемки в Италии и в Арабских Эмиратах. Этот опыт международных съемок очень помог мне изучить производственный процесс. И когда для дипломной работы, понадобилось снять короткометражный фильм, я уже четко знала, что от меня требуется.

 

НотаМиру: Ваша дипломная работа, это как раз тот фильм, который Вы презентовали на кинофестивалях?
Анна Рокс: Да, именно. Причем на этих фестивалях фильм завоевал и несколько наград, но, наверное, лучше обо всем по порядку. Когда пришло время готовиться к дипломной работе, мировое сообщество было взбудоражено темой харассмента. Происходили громкие увольнения режиссеров и актеров. Причем, если в ряде случаев это были абсолютно оправданные судебные разбирательства из-за домогательств, насилия, в других ситуациях для увольнения человека было достаточно плохой шутки в Твиттере десятилетней давности. Эти парадоксы культуры отмены показались мне весьма любопытной темой для исследования.
Фильм получил одноименное название “Харассмент”. Я постаралась снять его с комедийной точки зрения, добавив персонажам гротеска, преувеличения.
НотаМиру: Как удалось привлечь к участию в студенческом проекте известных актеров?
Анна Рокс: С актерами мне очень повезло. Был объявлен кастинг на роли в картине, проведены несколько проб. Илья Хвостиков, звезда сериалов “Игра на выживание”, “Король и Шут”, понравился мне с первой встречи. Я посмотрела на его внешность, подачу, органику, и поняла, что именно он сыграет Иванцова, такого телевизионного шефа.
Со второй главной ролью процесс шел тяжелее. Я проводила кастинг за кастингом, но никто не нравился, никто не подходил. Я проводила даже парные пробы, надеясь, что актер найдется во взаимодействии героев друг с другом. Но безуспешно. В какой-то момент я поняла, что образ в моей голове близок внешне к образу Романа Попова, известного по ролям Мухича в сериалах “Полицейский с Рублевки» и “Детективное агентство Мухича”. Переговорила с ним, Роман попросил выслать сценарий, пришел на пробы. И он настолько попал в роль, что покорил и меня, и всю съемочную команду.

 

НотаМиру: Что же Вас так сильно зацепило?
Анна Рокс: Это что-то неуловимое, внутренняя харизма вместе с актерским профессионализмом. И, конечно, яркая индивидуальность. У Романа такая подвижная мимика, выразительная. Например, в финале картины, когда герой Попова возвращается в кабинет, происходит немой диалог между актерами. Казалось бы, герои не произносят ни звука, но зритель считывает все мысли, слова по выражениям лиц актеров, малейшим мимическим изменениям. Рома очень искусно справился с этой задачей. Обычно в кинозале на этом моменте раздается смех зрителей. И это очень приятно. Вообще на показах мы заметили, что люди смеялись именно там, где мы это и задумывали. Это помогло убедиться в том, что мы действовали в правильном направлении и в том, что тема актуальна для аудитории.


НотаМиру: Ваша гипотеза подтвердилась? Тема оказалась важной для зрителя?
Анна Рокс: На момент показа, тема была очень актуальна. На сегодняшний день, ситуация, конечно, изменилась, на повестке дня появились более важные серьезные вопросы. А на момент выхода картины, тема сильно затронула чувства людей. Нам задавали множество вопросов, почему в фильме были подняты такие вопросы, почему именно так они были преподнесены. Еще были сомнения, как народ воспримет сам формат фильма. Все же это комедия абсурда, иногда с очень ярким запланированным гротеском. Зрители оказались готовы к такому преувеличению, а вот комиссия во ВГИКе во мнениях разошлась. Экзамен принимали режиссер Петр Буслов и кинооператор Михаил Агранович. Петр Буслов, как представитель более молодого поколения, был доволен идеей и ее реализацией, а Михаил Агранович считал, что стоило отразить эту тему более серьезно, чтобы актеры не столь эмоционально работали в кадре. Тем не менее, знаменитый ктинооператор отметил отличную работу моего оператора-постановщика. Что касается актерской игры, для воплощения моей идеи нужен был гротеск. Поэтому он там есть.

Анна Рокс
Фото: из личного архива Анны Рокс

НотаМиру: По вопросу спора поколений. Сейчас многие классические произведения меняют для театральной сцены, для кинематографа, стараясь привлечь нового зрителя, что не всегда радует старшее поколение. Как Вы относитесь к такому поиску форм?
Анна Рокс: Каждый фильм, каждая пьеса — они индивидуальны. Что-то смотрится хорошо вне зависимости от переноса действий в другой век, от использования современных технологий, в других постановках такой гротеск все же вредит. Я вообще очень люблю творческий поиск, открытие новых форм. Посмотрите, как сейчас интересно применяются свет, звук, например, в театре. Зачастую они настолько дополняют действительность повествования, что имеют не меньшую значимость, чем кто-то из героев.
По-моему, это прекрасно, когда классическое произведение осовременивают, подчеркивая актуальность, отражая вечные ценности.

НотаМиру: Вернемся к фильму. “Харассмент” вышел на многих онлайн платформах, как Вам удалось этого добиться?
Анна Рокс: Мне очень повезло. Конечно, я изначально хотела, чтобы фильм вышел на онлайн-платформах. Но, как Вы понимаете, короткий метр сам по себе особо никому не интересен. Обычно его готовы добавить только в рамках сборников. Когда наш фильм был представлен на нескольких фестивалях, он собрал определенную аудиторию. Примерно в то же время я познакомилась с продюсером киностудии “Свободное кино” Сашей Ермолиным. Он как раз собирал сборник короткометражек с известными актерами, мой проект его тоже заинтересовал. Так в его альманах “Рассмеши меня” попал и мой “Харассмент”, среди других четырех короткометражек. Этот сборник показали в кино, его можно было посмотреть в разных городах по всей стране, а теперь можно увидеть и на онлайн-платформах.

Харассмент фильм
Фото: из личного архива Анны Рокс

Так забавно, что в итоге у “Харассмента” получилось две премьеры. Первая прошла в “Каро 11 Октябрь ” на Новом Арбате, куда пришли участники съемочной группы, актеры. Была большая встреча с долгими обсуждениями, ответами на вопросы зрителей. И вот, вторая премьера вместе со сборником прошла совсем недавно в «Доме кино».

Харассмент фильм
Фото: из личного архива Анны Рокс

НотаМиру: Премьера “Харассмента” прошла, можно ли ожидать в будущем новинок под Вашим именем? Какие у Вас дальнейшие творческие планы?
Анна Рокс: Недавно я сняла пилот сериала под названием «Старость, я люблю тебя» с Лизой Арзамасовой. А сейчас ищу возможность для реализации новой идеи. Я написала сценарий полнометражной картины. Это комедия с элементами боевика, мне очень интересна эта идея, хочу скорее приступить к реализации. Она очень остросоциальная.

Харассмент фильм
Фото: из личного архива Анны Рокс
Харассмент фильм
Фото: из личного архива Анны Рокс

НотаМиру: У Вас есть желание двигаться именно в социальном направлении? Нам известно, что ранее Вы также снимали документальную работу, посвященную детям с расстройствами аутистического спектра. Желаете посредством творчества изменить мир к лучшему?
Анна Рокс: Наверное, это слишком громко сказано “изменить мир к лучшему”. Но, если мы можем что-то изменить с помощью творчества, обратить внимание на какую-то проблему, почему бы не попытаться?

Анна Рокс
Фото: из личного архива Анны Рокс

Наверняка, это желание что-то поменять и движет творческими людьми всего мира. Ведь творить — это значит отдавать себя. Пример Анны Рокс — это тернистый путь к осуществлению мечты и поиску себя в мире! Желаем Анне успехов и достижения целей!

 

Нота Миру - онлайн журнал