Топ-100

«Актёр всегда на первом плане». Ольга Анохина об «Осколках шоу-бизнеса» и театральной молодёжи

10 сентября в театральном зале ММДМ состоялась премьера спектакля «Осколки шоу-бизнеса», который был поставлен «Художественным театром комедии город Москва». Режиссер Ольга Анохина после спектакля ответила на вопросы журнала «НотаМиру».

Осколки шоу-бизнеса
Фото предоставлены пресс-службой театра

Мы не так давно посещали «Институт Театрального Искусства им. И.Д. Кобзона», ректор которого, Томилин Дмитрий Валентинович, в числе прочего рассказал нам о том, что все преподаватели в институте практикующие актеры и режиссеры театра. «Осколки шоу-бизнеса» — спектакль, поставленный и отыгранный преподавателями ИТИ им. И.Д. Кобзона.

Осколки шоу-бизнеса
Фото предоставлены пресс-службой театра

Сюжет был выбран довольно сложный — актерам пришлось играть… актеров! Причем комиков Америки прошлого века. Но мэтры сцены справились с задачей превосходно. Захватывающая игра погрузила зрителей в замкнутый мир двух престарелых бродвейских артистов далекой Америки прошлого века.
Спектакль о комиках, конечно, отражался в зрительном зале смехом, но сюжетная линии имела не одну драматическую нотку, что заставляло зрителей еле сдерживать слезы.
Главные роли в спектакле играют звездные мастера сцены, которые на собственном опыте познали цену зрительской любви: народный артист России Александр Пашутин и заслуженный артист России Владимир Горюшин. Видя их игру, понимаешь, что после их курса можно научиться быть актером. Наталья Колодяжная и Варвара Соломахина с радостью играли свои роли на одной сцене с преподавателями театрального искусства.
Режиссер Ольга Анохина, которая тоже является преподавателем в ИТИ, согласилась после премьеры ответить на интересующие нас вопросы:

Осколки шоу-бизнеса
Ольга Анохина. Фото предоставлены пресс-службой театра

NotaMe: Ольга, добрый вечер! Для начала поздравляю с премьерой! Спектакль удался — зрители аплодировали стоя! Открытие сезона, на мой взгляд, многообещающее.
Ольга Анохина: Добрый вечер! Спасибо большое!
NotaMe:
Скажите, пожалуйста, почему для Театра Комедии вы выбрали именно такую постановку? Ведь «Осколки шоу-бизнеса» — это, скорее, трагекомедия.
Ольга Анохина: Пьеса Нила Саймона очень известная и идёт под названием «Весельчаки» и «Солнечные мальчики». Нам показалось, что самым правильным названием было бы «Осколки шоу-бизнеса».
Трагикомедия — вообще мой любимый жанр. Я очень люблю комедии, а когда в них есть ещё драматический элемент, то, конечно, это умножает ценность работы.

Осколки шоу-бизнеса
Фото предоставлены пресс-службой театра

NotaMe: Вы вместе с задействованными актерами, Александром Пашутиным и Владимиром Горюшиным, преподаете в Институте Театрального Искусства им. И.Д. Кобзона. В процессе работы над постановкой легко ли было работать с такими маститыми актерами?
Ольга Анохина: Сюжет этого спектакля был предложен Александром Сергеевичем Пашутиным, с которым мы хорошо знакомы, поскольку долгое время вместе играли на сцене театра Моссовета. Я уже не говорю о своем однокурснике и муже Владимире Горюшине. Поэтому на вопрос «Легко ли мне было с ними работать?» — я сразу скажу: «Легко», —  мы знаем друг друга, доверяем друг другу, уважаем друг друга.
NotaMe: Сюжет вашего спектакля легко применим к жизни, не так ли?
Ольга Анохина: На вопрос «применим ли сюжет к жизни?» — то, конечно, применим. (Смеётся). Не знаю, как в жизни можно применить сюжет… Однако «узнаваем ли этот сюжет?», «возможен ли он в жизни?», да, конечно, безусловно.
Мы знаем много великих артистов, сейчас такие тоже есть, которые в силу многих причин заканчивают жизнь в доме творчества. Попросту говоря, в доме актеров, о котором говорится в пьесе. Это не всегда одинокие люди. Чаще одинокие, но не всегда. Потому, конечно, было бы интересно сделать пьесу о жизни людей, что имели известность и богатство. Потом это все куда-то исчезло, и жизнь стала такой, какой она стала. Но, тем не менее, в них проснулось много человеческого. Когда была работа в шоу-бизнесе, она не давала им возможности заглянуть внутрь себя.
NotaMe: Ольга, скажите, преподавательская деятельность вам по душе?
Ольга Анохина: Что я могу сказать о преподавании в институте? Мне, во-первых, нравится наш институт имени Иосифа Давыдовича Кобзона. Молодой, энергичный, новый институт, в котором собрался сильнейший педагогический состав и работа здесь, я бы сказала, свободная. У нас уже формируются свои традиции, не смотря на то, что все мы исповедуем систему Станиславского.

Осколки шоу-бизнеса
Фото предоставлены пресс-службой театра

NotaMe: Как вы можете сравнить работу в театр Моссовета с работой в «Художественном театре комедии»?
Ольга Анохина: Мы чтим, любим и поддерживаем нашу преподавательскую школу, но, тем не менее, у нас очень разные курсы. Это зависит от индивидуальности мастера. Мне кажется, это тоже очень правильно, потому что мы все понемножечку учимся друг у друга. Я имею в виду мастеров. Мы подсматриваем, что делается на соседнем курсе. Так новые яркие идеи постепенно овладевают массами. (Смеётся).
Ребята у нас одаренные и талантливые. Вот у меня очень хороший курс. Он большой и очень интересный. Вот сейчас уже видно, что это очень интересные ребята.

Осколки шоу-бизнеса
Фото предоставлены пресс-службой театра

NotaMe: Ольга, скажите, пожалуйста, что бы вы посоветовали молодым и амбициозным людям, которые грезят о сцене?
Ольга Анохина: Я, конечно, пожелала бы им трудолюбия, веры в себя, и быть верными своей профессии. Потому что профессия наша очень сложная, ревнивая, а когда начинаешь ее немножко игнорировать, она начинает игнорировать тебя. И терпения, конечно, набраться побольше.
NotaMe: В зале было множество ваших студентов. Их овации воспринимаются как награда за труды?
Ольга Анохина: Слова после спектакля были от студентов, а не только от моей мастерской. Я поняла, что многие из них такой серьезный спектакль видели впервые в жизни. Это очень было здорово, я рада, что им это понравилось.

Осколки шоу-бизнеса
Фото предоставлены пресс-службой театра

NotaMe: Постоянно общаясь с молодыми актерами, какие замечаете особенности у тех, кто сегодня стремится в профессию? Есть координальные различия между поколениями актеров?
Ольга Анохина: Ну, поколения актёров, конечно, существенно отличаются. Во-первых, они отличаются так же, как театры 40 и 30 лет назад. Сейчас и даже 20 лет назад — это всё разные театры.
Зачастую в спектаклях не хватает одной очень важной вещи, которая раньше была обязательна. Это — атмосфера. Сейчас больше предаётся значение оригинальности мысли,  необычной сценографии и так далее и так далее. Мне кажется, что актёры иногда бывают на втором плане. В мыслях режиссёра они являются только исполнителями, а в более ранние времена актеры всегда производили впечатление авторов ролей. Несмотря на то, что у них была мощная режиссёрская поддержка, всегда актёр был на первом плане.
Это на качестве актёрской работы, конечно, сказывается. Я совсем не хочу сказать, что сейчас нет одарённых людей. Конечно, они есть! У нас в театре Моссовета вообще потрясающая молодёжь, но всё-таки что-то от старого театра брать надо. Я вот абсолютно уверена и, прежде всего, об этом говорила Галина Сергеевна Уланова молодым танцовщикам: «Знаете, ваше поколение отличается от нашего тем, что наше было более сосредоточено. Перед вами сейчас очень много всего важного». Я должна сказать, что эта тенденция развивается. Сейчас очень много информации кругом, очень много всяких инноваций, вариантов и так далее и так далее. Просто иногда видно, что не хватает актёрам сосредоточенности, потому что только сосредоточенность позволяет вспахивать роль глубоко и делать какие-то открытия в своей профессии. А уже о выбросе энергии, которая должна быть, когда играешь на какой-то мощной роли, уж и говорить нечего. Сосредоточенность — это первое условие в спектакле, роли, и рядом уже ничего не должно быть. Когда я была на репетиции дома у Фаины Раневской, ей позвонила знакомая и Фаина Георгиевна сказала: » Дорогая  моя! Я не могу с вами разговаривать. У меня в субботу спектакль».  А была, кажется, среда. Вот всё что я хочу вам сказать.
К счастью, в наше время не было мобильных телефонов. Сейчас актёры занимаются тем, что ведут бесконечные видеоинтервью, видеоотчёты в интернете. О том как, начинается спектакль, о том как, они сейчас выйдут на сцену. Это, мне кажется, глубоко неправильно. Причём тут видеоинтервью? Надо о роли думать больше. Ну а пожелания я им озвучила: любить профессию и терпеть.  Это ещё Нина Заречная в «Чайке» сказала, что главное не блеск и не слава, а умение терпеть.(Смеётся) Лучше Чехова и не скажешь.
NotaMe: Спасибо большое, Ольга! Еще раз поздравляем вас с удачной премьерой.
Ольга Анохина: Спасибо и вам за интересные вопросы. Приходите в театр почаще.

Осколки шоу-бизнеса
Фото предоставлены пресс-службой театра

Театр в России не умрет никогда! Такой вывод я могу сделать после увиденного и услышанного в Институте Театрального Искусства им. И.Д. Кобзона, а также в ММДМ на «Осколках шоу-бизнеса». Актеры могут стареть, терять популярность, но искусство будет жить вечно. А те люди, которые кладут жизнь на создание этого вечного, должны считаться героями и достойны всяческих наград, что в нашей стране, кстати, регулярно практикуется. А значит мы на правильном пути.

Автор статьи: Максим Ротермель

Соавтор: Егорова Татьяна

Нота Миру - онлайн журнал