10 сентября в театральном зале ММДМ состоялась премьера спектакля «Осколки шоу-бизнеса», который был поставлен «Художественным театром комедии город Москва». Режиссер Ольга Анохина после спектакля ответила на вопросы журнала «НотаМиру».
Мы не так давно посещали «Институт Театрального Искусства им. И.Д. Кобзона», ректор которого, Томилин Дмитрий Валентинович, в числе прочего рассказал нам о том, что все преподаватели в институте практикующие актеры и режиссеры театра. «Осколки шоу-бизнеса» — спектакль, поставленный и отыгранный преподавателями ИТИ им. И.Д. Кобзона.
Сюжет был выбран довольно сложный — актерам пришлось играть… актеров! Причем комиков Америки прошлого века. Но мэтры сцены справились с задачей превосходно. Захватывающая игра погрузила зрителей в замкнутый мир двух престарелых бродвейских артистов далекой Америки прошлого века.
Спектакль о комиках, конечно, отражался в зрительном зале смехом, но сюжетная линии имела не одну драматическую нотку, что заставляло зрителей еле сдерживать слезы.
Главные роли в спектакле играют звездные мастера сцены, которые на собственном опыте познали цену зрительской любви: народный артист России Александр Пашутин и заслуженный артист России Владимир Горюшин. Видя их игру, понимаешь, что после их курса можно научиться быть актером. Наталья Колодяжная и Варвара Соломахина с радостью играли свои роли на одной сцене с преподавателями театрального искусства.
Режиссер Ольга Анохина, которая тоже является преподавателем в ИТИ, согласилась после премьеры ответить на интересующие нас вопросы:
NotaMe: Ольга, добрый вечер! Для начала поздравляю с премьерой! Спектакль удался — зрители аплодировали стоя! Открытие сезона, на мой взгляд, многообещающее.
Ольга Анохина: Добрый вечер! Спасибо большое!
NotaMe: Скажите, пожалуйста, почему для Театра Комедии вы выбрали именно такую постановку? Ведь «Осколки шоу-бизнеса» — это, скорее, трагекомедия.
Ольга Анохина: Пьеса Нила Саймона очень известная и идёт под названием «Весельчаки» и «Солнечные мальчики». Нам показалось, что самым правильным названием было бы «Осколки шоу-бизнеса».
Трагикомедия — вообще мой любимый жанр. Я очень люблю комедии, а когда в них есть ещё драматический элемент, то, конечно, это умножает ценность работы.
NotaMe: Вы вместе с задействованными актерами, Александром Пашутиным и Владимиром Горюшиным, преподаете в Институте Театрального Искусства им. И.Д. Кобзона. В процессе работы над постановкой легко ли было работать с такими маститыми актерами?
Ольга Анохина: Сюжет этого спектакля был предложен Александром Сергеевичем Пашутиным, с которым мы хорошо знакомы, поскольку долгое время вместе играли на сцене театра Моссовета. Я уже не говорю о своем однокурснике и муже Владимире Горюшине. Поэтому на вопрос «Легко ли мне было с ними работать?» — я сразу скажу: «Легко», — мы знаем друг друга, доверяем друг другу, уважаем друг друга.
NotaMe: Сюжет вашего спектакля легко применим к жизни, не так ли?
Ольга Анохина: На вопрос «применим ли сюжет к жизни?» — то, конечно, применим. (Смеётся). Не знаю, как в жизни можно применить сюжет… Однако «узнаваем ли этот сюжет?», «возможен ли он в жизни?», да, конечно, безусловно.
Мы знаем много великих артистов, сейчас такие тоже есть, которые в силу многих причин заканчивают жизнь в доме творчества. Попросту говоря, в доме актеров, о котором говорится в пьесе. Это не всегда одинокие люди. Чаще одинокие, но не всегда. Потому, конечно, было бы интересно сделать пьесу о жизни людей, что имели известность и богатство. Потом это все куда-то исчезло, и жизнь стала такой, какой она стала. Но, тем не менее, в них проснулось много человеческого. Когда была работа в шоу-бизнесе, она не давала им возможности заглянуть внутрь себя.
NotaMe: Ольга, скажите, преподавательская деятельность вам по душе?
Ольга Анохина: Что я могу сказать о преподавании в институте? Мне, во-первых, нравится наш институт имени Иосифа Давыдовича Кобзона. Молодой, энергичный, новый институт, в котором собрался сильнейший педагогический состав и работа здесь, я бы сказала, свободная. У нас уже формируются свои традиции, не смотря на то, что все мы исповедуем систему Станиславского.
NotaMe: Как вы можете сравнить работу в театр Моссовета с работой в «Художественном театре комедии»?
Ольга Анохина: Мы чтим, любим и поддерживаем нашу преподавательскую школу, но, тем не менее, у нас очень разные курсы. Это зависит от индивидуальности мастера. Мне кажется, это тоже очень правильно, потому что мы все понемножечку учимся друг у друга. Я имею в виду мастеров. Мы подсматриваем, что делается на соседнем курсе. Так новые яркие идеи постепенно овладевают массами. (Смеётся).
Ребята у нас одаренные и талантливые. Вот у меня очень хороший курс. Он большой и очень интересный. Вот сейчас уже видно, что это очень интересные ребята.
NotaMe: Ольга, скажите, пожалуйста, что бы вы посоветовали молодым и амбициозным людям, которые грезят о сцене?
Ольга Анохина: Я, конечно, пожелала бы им трудолюбия, веры в себя, и быть верными своей профессии. Потому что профессия наша очень сложная, ревнивая, а когда начинаешь ее немножко игнорировать, она начинает игнорировать тебя. И терпения, конечно, набраться побольше.
NotaMe: В зале было множество ваших студентов. Их овации воспринимаются как награда за труды?
Ольга Анохина: Слова после спектакля были от студентов, а не только от моей мастерской. Я поняла, что многие из них такой серьезный спектакль видели впервые в жизни. Это очень было здорово, я рада, что им это понравилось.
NotaMe: Постоянно общаясь с молодыми актерами, какие замечаете особенности у тех, кто сегодня стремится в профессию? Есть координальные различия между поколениями актеров?
Ольга Анохина: Ну, поколения актёров, конечно, существенно отличаются. Во-первых, они отличаются так же, как театры 40 и 30 лет назад. Сейчас и даже 20 лет назад — это всё разные театры.
Зачастую в спектаклях не хватает одной очень важной вещи, которая раньше была обязательна. Это — атмосфера. Сейчас больше предаётся значение оригинальности мысли, необычной сценографии и так далее и так далее. Мне кажется, что актёры иногда бывают на втором плане. В мыслях режиссёра они являются только исполнителями, а в более ранние времена актеры всегда производили впечатление авторов ролей. Несмотря на то, что у них была мощная режиссёрская поддержка, всегда актёр был на первом плане.
Это на качестве актёрской работы, конечно, сказывается. Я совсем не хочу сказать, что сейчас нет одарённых людей. Конечно, они есть! У нас в театре Моссовета вообще потрясающая молодёжь, но всё-таки что-то от старого театра брать надо. Я вот абсолютно уверена и, прежде всего, об этом говорила Галина Сергеевна Уланова молодым танцовщикам: «Знаете, ваше поколение отличается от нашего тем, что наше было более сосредоточено. Перед вами сейчас очень много всего важного». Я должна сказать, что эта тенденция развивается. Сейчас очень много информации кругом, очень много всяких инноваций, вариантов и так далее и так далее. Просто иногда видно, что не хватает актёрам сосредоточенности, потому что только сосредоточенность позволяет вспахивать роль глубоко и делать какие-то открытия в своей профессии. А уже о выбросе энергии, которая должна быть, когда играешь на какой-то мощной роли, уж и говорить нечего. Сосредоточенность — это первое условие в спектакле, роли, и рядом уже ничего не должно быть. Когда я была на репетиции дома у Фаины Раневской, ей позвонила знакомая и Фаина Георгиевна сказала: » Дорогая моя! Я не могу с вами разговаривать. У меня в субботу спектакль». А была, кажется, среда. Вот всё что я хочу вам сказать.
К счастью, в наше время не было мобильных телефонов. Сейчас актёры занимаются тем, что ведут бесконечные видеоинтервью, видеоотчёты в интернете. О том как, начинается спектакль, о том как, они сейчас выйдут на сцену. Это, мне кажется, глубоко неправильно. Причём тут видеоинтервью? Надо о роли думать больше. Ну а пожелания я им озвучила: любить профессию и терпеть. Это ещё Нина Заречная в «Чайке» сказала, что главное не блеск и не слава, а умение терпеть.(Смеётся) Лучше Чехова и не скажешь.
NotaMe: Спасибо большое, Ольга! Еще раз поздравляем вас с удачной премьерой.
Ольга Анохина: Спасибо и вам за интересные вопросы. Приходите в театр почаще.
Театр в России не умрет никогда! Такой вывод я могу сделать после увиденного и услышанного в Институте Театрального Искусства им. И.Д. Кобзона, а также в ММДМ на «Осколках шоу-бизнеса». Актеры могут стареть, терять популярность, но искусство будет жить вечно. А те люди, которые кладут жизнь на создание этого вечного, должны считаться героями и достойны всяческих наград, что в нашей стране, кстати, регулярно практикуется. А значит мы на правильном пути.
Автор статьи: Максим Ротермель
Соавтор: Егорова Татьяна
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.