Топ-100

«Рыжий театр — кузница талантов». Интервью с преподавателем Сергея Лазарева

Эксклюзив
В московском спальном районе Кожухово существует небольшой «Рыжий театр». Это и профессиональный театр со взрослыми постановками, и театральная студия. Основатель и художественный руководитель «Рыжего театра» Роман Светлов рассказал нам о деятельности театра и студии и особенностях работы с творческими детьми:

Фото из архива «Рыжего театра»

НотаМиру: Добрый день, Роман! Скажите, пожалуйста, как Вы пришли к созданию театра и театральной школы? Почему именно детский театр?
Роман Светлов: Добрый день! Вы знаете, идея создания театра витала у меня в голове давно. Около трех лет мы обивали пороги наших чиновников, искали помещение. Потом совершенно неожиданно освободилось помещение в нашем доме. И дальше волей судеб мы стали работать именно в этом месте . Помогла нам, на том этапе, Людмила Ивановна Швецова, наш замечательный депутат. И, конечно, Сергей Собянин поддержали идею создания детского театра в густо- населенном спальном районе. А дальше мы поняли, что помимо спектаклей, конечно, должна у нас быть актерская школа. У меня большой опыт преподавания. Я преподавал еще в Госкино.
Сейчас это уже министерство кино.
Надо сказать, что в самой первой студии у меня занимался Сережа Лазарев. Сейчас известный актер, музыкант. Пришел 15-летним мальчишкой с таким еще высоким голосом. Очень активный, яркий. Много предлагал, активно занимался.
После этого был период, когда я не преподавал. А уже после открытия театра мы решили сразу запустить два направления. Это и профессиональный театр со спектаклями для детей и актерская школа.

Фото из архива «Рыжего театра»

НотаМиру: Каким образом вы отбираете детей в актерскую студию?
Роман Светлов: Вы знаете, такого прям серьезного отбора у нас нет. Все-таки это не кастинг в крупные картины и не поступление в театральный институт, где 400 человек на одно место. Мы как раз подходим достаточно демократично. Мы даем шанс всем ребятам, даже у кого нет выдающихся способностей. Они хотят попробовать. Это раз, во-вторых, их родители, и может быть они сами чувствуют, что им нужно раскрепощение, снятие внутренних зажимов, погружение в командное творчество, погружение в мир импровизации, импровизационного самочувствия. И мы даем шанс. Но при этом все равно смотрим, все равно у нас есть маленькое такое прослушивание. Мы даем задание, смотрим. Бывают и случаи, когда не берем. Но это не часто. В большей степени это связано уже с отсутствием мест.

НотаМиру: Расскажите немного о структуре занятий ? Чем вы отличаетесь от других актерских школ?
Роман Светлов: Вы знаете, чуть выше уже сказал. Повторюсь, это не только наше основное направление. Все-таки основное направление — это профессиональный театр, где играют профессиональные актеры. Да, у нас в основном детский репертуар, но также есть спектакль для взрослых: «Ревизор», например, спектакли по пьесам Чехова, планируются у нас Шукшин, Шекспир и еще разные спектакли. Но актерской школе мы уделяем львиную долю нашего времени.
Основное наше кредо — это импровизация. Особенно с маленькими ребятами, мы с ними занимаемся так, что они даже не понимают, что это какие-то специальные занятия, где строгие учителя, все идет в игровой форме — очень много веселых ярких упражнений, фантастические животные, памятник-часы, фонтан и много-много других упражнений, где ребенок веселится, можно сказать, кайфует, отпускает себя, раскрепощается и учится быть легким, или, как говорят французы, развивает в себе «вив и спри», то есть что называется “легкий ум”. Это очень важно для человека в любом деле, в любой профессии, не все из них будут артистами, но вот эта вот легкость пригодится им в любом деле.

Фото из архива «Рыжего театра»

НотаМиру: С творческими людьми работать сложно. А с детьми творческими, наверное, очень сложно?
Роман Светлов: Вы знаете, с детьми работать и сложно, и просто. Во всем всегда есть свои маленькие сложности. На заводе, на фабрике у токарного станка еще, наверное, сложнее. Нет, с детьми работать интересно.
Другое дело, конечно, устаю, потому что у них много энергии. Они только-только появились на свет. Все хочется, все любопытно. Они, конечно, тоже берут много энергии из учителя. После уроков, особенно, когда две группы в день, и каждая группа по два часа, вечером учитель приходит уставший, выжитый. А радости на порядок больше, потому что ты заряжаешься с ними позитивом, ты заряжаешься с ними какими-то яркими новыми впечатлениями, непосредственностью, потому что с возрастом мы становимся более зажатыми, серьезными. А детки, они все легкие, непосредственные. Всегда в начале урока я спрашиваю, ребята, расскажите у кого что было хорошего. Это обязательно у нас. Это, во-первых, знаете, как наладка инструмента, или как некий коммертон. Они рассказывают с удовольствием делятся, у кого какие отметки хорошие, кто куда съездил, кто где погулял, у кого может быть что-то сложное. А дальше, конечно же, это много-много упражнений, потом работа над отрывками, работа уже над спектаклями, но это все безумно интересно.

НотаМиру: Роман, помимо вашей площадки, где можно увидеть спектакли ваших воспитанников?
Роман Светлов: Вы знаете, мы такой невыездной театр. Есть детские театры, которые активно гоняют по школам, по детским садам. Нет, нет, мы камерный театр, стационарный. То есть в основном все наши спектакли можно увидеть у нас. Вы легко можете зайти в интернет, забить наш театр, попасть на сайт и у нас очень легко приобретаются билеты. Билеты у нас предельно в демократичную цену. Мы не повышаем уже почти лет 10-12. То есть средняя цена у нас 500-650 рублей. Но чуть дороже на новогодние спектакли. Но это явно не сравнить с театрами центральными. Мы понимаем, что за нами еще есть некая такая благородная гуманная задача дать возможность жителем, особенно многодетным семьям в спальных районах. Да, к нам приезжают с четырех больших спальных районов. Это имеет принципиальное значение. На этом, собственно, мы и держимся.

Фото из архива «Рыжего театра»

НотаМиру: Расскажите, пожалуйста, о гастролирующих театрах. Мы знаем, что в этом вопросе специалист.
Роман Светлов: Вы знаете, наверное здесь правильно сказать, что к нам приезжают театры. У нас проходит каждый год большой международный фестиваль кукольных спектаклей малой формы «Рыжое настроение».
Было уже 9 фестивалей. И, честно сказать, мы этим гордимся. За эти годы к нам приезжали театры со всех уголков мира. Давайте попытаюсь вспомнить. Это Италия, Швейцария, Греция, Турция, Финляндия, Португалия, Армении, Белоруссия, Индонезия. Дважды к нам приезжала Словения. Боюсь, может быть, кого-то забыть. Конечно же, из Питера, из Сочи. Последние годы после пандемии, когда уже началась более сложная ситуация в международных отношениях, к нам стали часто приезжать театры из нашей страны. Мы приглашаем и большие академические театры из нашей страны. Давайте, тоже попытаюсь перечислить. Это Владимир, Нижний Новгород, Йошкар-Ола в этом году была. Дагестан замечательно побывал у нас. Из Донецка трижды к нам приезжал театр. Из Донецка, надо сказать, они были даже под обстрелом. У них театр не прекращал свою работу. И приезжая к нам сюда, это было отдушиной для них — показать свое искусство, даже в такое сложное время.

НотаМиру: А почему «Рыжий Театр»?
Роман Светлов: Вы знаете, конечно, это самый популярный вопрос, начиная с открытия нашего театра. Всегда все задают нам именно этот вопрос. Тут много разных составляющих. Во-первых, у меня было желание перещеголять самого себя. Я человек пишущий, я человек придумывающий, и в том числе мне интересно, я люблю придумать разные названия. Я помогал своим коллегам придумывать названия для их театра, и потом подумал, что надо для своего-то перещеголять самого себя.
Во-первых, мне нравится буква» Р». Не знаю, почему, но мне хочется, чтобы в названии была вот эта замечательная буква. Как мотоцикл, как моторная лодка. Это один из моментов. Конечно, основное значение слова «рыжий» тут — солнечный, то есть позитивный. В этом понятии мы вкладывали основное в создание театра. Ещё жена у меня рыжая. И я понимал, ей работать придётся много. Она у меня звукорежиссер и создатель кукол, создатель костюмов. То есть это был ещё и комплимент в сторону жены — Марии Николаевны Шевченко.

Фото из архива «Рыжего театра»

НотаМиру: Ваша миссия в жизни, Роман — это?
Роман Светлов: Миссия в жизни…(задумался) Я безусловно, чувствую свое призвание в том, чем я занимаюсь. Это театр, это создание спектаклей, это безусловно создание спектаклей для детей. Вначале, вы знаете, я так очень осторожно, хрупко подходил к этой теме, ведь я закончил театральный институт Щепкина , потом учился во ВГИКе. У меня несколько фильмов, они удостоены разных призов , имеют зрительский успех, их легко найти в интернете. Это «Уроки актерского мастерства» , это «Без срока давности» этими фильмами я особенно горжусь. И, честно говоря, конечно, я собирался заниматься кинорежиссурой, быть актером. Но, вы знаете, судьба она ведь сама вам выстраивает дорогу. Она сама вам говорит, по какому пути вам идти и где есть ваше призвание и ваша миссия. И в какой-то момент я понял, что детский театр и создание спектаклей для детей даёт им возможность расти вместе с нами. Вы знаете, когда к нам приходят в театр и говорят, мы росли , растем на ваших спектаклях, мало того, уже второе, третье поколение детей растут на наших спектаклях. Я понимаю, что, наверное, это и есть миссия, мое призвание. Отношусь к этому с определенной иронией, и в то же время, с уважением к тому выбору, который мне предоставлен судьбой.

НотаМиру: Спасибо большое, Роман! Желаем успехов и процветания в Новом году! С наступающим!
Роман Светлов: Взаимно! Спасибо вам! До свиданья!

Фото из архива «Рыжего театра»

Миссия и деятельность Романа — это дело благородное. И лучшей наградой, конечно, для руководителя «Рыжего театра» является благодарность детей и родителей, а гордость вызывают успехи воспитанников и большие международные проекты. Все правильно делает Роман, и мы надеемся, что его дело будет процветать!

Нота Миру - онлайн журнал