В шоу-бизнесе радио играет далеко не последнюю роль. Ведь хорошая радиостанция с большой, вовлеченной в процессы аудиторией – это отличная площадка для артистов найти своего слушателя, заинтересовать организаторов мероприятий. И не только артисты получают дивиденды в радиобизнесе. Поэтому, наверное, оказаться частью радиосемьи довольно сложно. Всем слушателям радиоведущий представляется по-своему. И для многих они – люди особенные. Сегодня для нашего журнала ответил на вопросы уже ставший легендарным, человек, стоящий у истоков зарождения радиоиндустрии в современной России, Вадим Воронов:
NotaMe: Вадим, добрый день. Вы признанный мэтр радиоиндустрии. Расскажите как вы попали на радио? Ведь вы, насколько мне известно, специально не готовились к такой карьере. Что предопределило этот путь для вас? С чего все начиналось и что давало толчок к резким поворотам карьеры?
Вадим Воронов: Добрый день! Как и большинство людей в своё время, на радио я попал случайно! Это было в начале девяностых годов, когда была суматоха не только в радиобизнесе, который только начинался тогда, а и вообще в стране. У моего папы был хороший знакомый, который был корреспондентом журнала «Billboard» в России. Таким образом эти журналы, которые являются библией, вообще, шоу-бизнеса, попадали ко мне свежачком – по-моему, раз в 2 недели. Я читал все новости, и мне очень хотелось ими с кем-нибудь поделиться, потому что информации тогда либо вообще никакой не было, либо доходила она долго, с интернетом, как сами понимаете, тоже были проблемы.
И вот я попал на Радио «Модерн», модное тогда в Петербурге. Попал тоже через своего очень хорошего знакомого (да у нас все же по знакомству, знаете). В общем, тогда это было очень модное питерское радио, Кстати, там работал Дима Нагиев и другие разные звёзды. И, собственно, проработал я там чуть больше года с этими самыми новостями, то есть воспользовался служебным положением друга своего папы. А потом я стал просто вести эфир, так и втянулся. После этого была работа на Радио «Рекорд», и там я уже был главным продюсером и делал, кстати, утреннее шоу, которое называлось «Братья по разуму».
По воле случая ближе к концу девяностых, я познакомился с одним американцем, его звали Джек Смит, и в итоге несколько лет проработал в компании Bridge Media, которая занимались производством радиопрограмм.
Потом жизнь свела меня с замечательным человеком Романом Емельяновым, которому я очень благодарен за, то что он убедил меня перебраться в Москву и открыл абсолютно новые возможности для развития.
Ну а дальше все знают – «Русское Радио» и «Русские Перцы», «Новое Радио» и «StarПерцы».
NotaMe: Говорят, что радио — это большая семья. А у каждой семьи есть свои обычаи. Какие особенности и традиции сложились в этом мире, расскажите, пожалуйста.
Вадим Воронов: Хороший вопрос! Наверное, это касается не только радио, но и, вообще, любой работы. На первый взгляд, когда работа — это почти семья, это как-будто бы здорово, ведь все друг друга любят, уважают, стараются помогать и так далее. Но, по сути, если работа превращается в семью или наоборот, неважно, появляются те же самые проблемы, что и в любой семье, а именно склоки, скандалы, взаимное недоверие, подсиживание и так далее и так далее. Поэтому мне кажется, что в идеале, когда на радио, как на любой другой работе, ты чувствуешь себя не в семье, а на хорошей, интересной и высокооплачиваемой работе. Тогда всё двигается, тогда всё замечательно, потому что рано или поздно в семье прекращаются чисто деловые отношения, что работу, собственно, убивает.
NotaMe: За долгие годы, что вы работаете на радио, многое изменилось вокруг. Что необходимо сейчас знать молодым людям, которые хотят работать на радиостанции? Имею ввиду то, чему не научат в институте и на курсах. Поделитесь, пожалуйста, Вадим.
Вадим Воронов: На самом деле многим кажется что работа радиоведущего очень простая. Если человек умеет связано излагать свои мыслим, и обладает хоть каким-то голосом, в принципе, кажется, что этого достаточно. Оказывается, нет! Таких людей много, а великих радиоведущих в России, наверное, все-таки нет. По крайней мере, я в этом не уверен. Вот в Америке есть – Говард Стерн. И он, кстати, порой допускает речевые ошибки и не всегда заканчивает мысли вовремя, но он был новатор. Он придумал огромное количество всяких разных фишек, это было ещё в 80е годы. Горячо рекомендую посмотреть фильм «Части тела», где Говард Стерн играет сам себя, и тогда вам будет многое понятно. Революция в радиобизнесе произошла тогда, когда вдруг выяснилось, что радиослушателям не очень интересно слушать постоянно однотипные рассказы про хорошую погоду, про замечательное настроение и так далее, что, в принципе, на новых радиостанциях процветает и сейчас. И оказалось, что людям интересно знать, что у диджея, как у человека который сидит за микрофоном, происходит в жизни, как он справляется с бытовыми проблемами, что его заботит. Это и вышло на первый план, чем очень продвинуло саму идею, я бы так сказал, «радиоразвлекателя». В нашей стране есть такие люди, которые эту идею поддержали и продвинули. Но фамилии их я называть не буду, потому что они мои конкуренты. (смеется)
NotaMe: Да, я часто слышал от людей, что работать радиоведущим – это проще простого («как они могут уставать вообще – сидят, болтают себе в микрофон»). Может, все же есть доля правда в этих словах?
Вадим Воронов: Можно сказать, что есть своя доля правды в этом, потому что, согласно исследованиям, если мы говорим о станциях развлекательных, музыкальных, то радиослушателей очень мало интересуют содержание и смысл того, что произносит радиоведущий. Точнее будет сказать, что люди обращают внимание на тембр голоса, на эмоции и на подачу материала, поэтому можно, в принципе, произносить достаточно энергично и быстро какие-нибудь неприличные слова, и радиослушателей это зацепит. Если руководство, конечно, позволяет такое. (смеется)
NotaMe: Очень многих волнует вопрос: звезды платят, чтобы попасть на радио или наоборот – платит радио?
Вадим Воронов: Когда-то в стародавние времена, действительно, некоторые артисты платили за то, чтобы их треки попадали в ротацию на радио, на телевидении тоже, кстати, такая практика существовала, а потом всё это сошло на нет, потому что это сотрудничество ведь, на самом деле, взаимовыгодное. Артистам важно присутствовать в медиа для того, чтобы люди их слышали, а радиостанции важно играть популярную музыку, чтобы аудитория прибавлялась. Таким образом сейчас всё вроде и устаканилось, правда заметную роль играет интернет, который большую часть аудитории, конечно, у радио и у телевидения, кстати, тоже отобрал. Но у радио есть свои неоспоримые преимущества, во-первых, радио — это очень доступно — в любой машине есть приёмник плюс это бесплатно. А во-вторых, ты всегда в ожидании сюрприза, потому что, даже если ты слушаешь какое-нибудь интернет радио, подобранные в соответствии с твоими вкусами, то приблизительно знаешь, что ты услышишь, а на радио всегда оставляют для тебя вариант неожиданности, потому что какая песня будет играть в следующей, ты не знаешь, а вдруг что-то из старого, что ты уже забыл, но когда-то очень нравилось.
NotaMe: Вадим, вы ушли с «Русского Радио» в результате смены руководства. Причем всей командой. Коллективное решение было или такие условия сложились? Как вы, вообще, относитесь к тому, что в шоу-бизнесе основным фактором для принятия решений могут стать личные отношения?
Вадим Воронов: Да в 2015 году я и группа товарищей покинули «Русское Радио» и перешли на новое место работы. Как вы знаете, этим местом стало «Новое Радио». И нас туда, действительно, позвал Роман Емельянов, будучи тогда программным директором «Русского Радио», а сейчас он генеральный директор «Европейской Медиагруппы» и генеральный продюсер «Нового Радио». Это было очень интересное предложение, и я, в общем-то, долго не думал, потому что это новый проект, новый вызов, и несмотря на то, что, конечно, и с «Русским Радио» очень многое меня связывало — в конце концов, «Русские Перцы» выходили 7 лет, и мы установили рекорд Гиннеса как самая долгоиграющее в мире программа. Бесконечное количество часов мы тогда провели в эфире, потом даже диплом прислали мне из Лондона, и это было очень приятно.
А что касается личных взаимоотношений в шоу-бизнесе, то да, конечно, они играют роль большую. И это естественно, потому что люди, вообще, так организованы, что они думают не только о деньгах и не только о том, как бы теплее местечко себе найти в жизни. Но и дружеские отношения тоже имеют место.
NotaMe: Какое участие вы принимали в создании «Нового Радио»? Как я понимаю, ваш вклад имеется. По какой причине пришлось расстаться с этой работой?
Вадим Воронов: В создании «Нового Радио» я участвовал самым непосредственным образом. В конце концов, утреннее шоу «StarПерцы», которое создавали я, Сергей Мельников и Алиса Селезнева, выходило много лет, и это было, я вам скажу, не самое худшее утреннее радиошоу в стране. Вообще, утренний сегмент очень важен для любой радиостанции, поскольку это автомобильные часы, то есть люди едут куда-то, они в машинах. Было золотое время, когда люди слышали радио еще и на кухнях, но я не уверен, что это ещё продолжается. А в машинах да, еще и потому что не заставляет тебя быть постоянно в напряжении, в отличие от дисплея, то есть ты можешь смотреть на дорогу и при этом не создавать аварийные ситуации.
А что касается моего ухода с «Нового Радио», то скажу только, что нахожусь в творческом отпуске.
NotaMe: Вадим, долго планируете находится в творческом отпуске. Какие планы на будущее? Не думали о возвращении в Питер?
Вадим Воронов: Ну конечно творческий отпуск рано или поздно заканчивается. И у меня , такое впечатление создаётся, что у меня он заканчивается уже сегодня. Судя по тому, что ужасно хочется делать что-то новое и надоело бесцельно сидеть, и плюс еще ко всему деньги кончаются, а это тоже немаловажный стимул. В Москве около 50 радиостанции, и, хотя радиорынок переполнен, я надеюсь, что мой таланты где-то пригодятся.
Я, честно говоря, не очень представляю себе, чем я мог бы заниматься еще, кроме говорения в микрофон, потому что я этим занимаюсь всю жизнь. И не хотелось бы переквалифицироваться. А что касается возвращения в Питер, то кто его знает, ведь жизнь, вообще, непредсказуема, и именно этим она интересна. Всё может быть, но я бы пока, на сегодняшний момент, предпочёл бы остаться в Москве. А если будут какие-нибудь интересные проекты в Санкт-Петербурге, то ребята… Белые ночи, корюшка, улица Рубинштейна, в конце концов, мосты — все опять вернётся в мою жизнь. Посмотрим.
NotaMe: Вопрос как к эксперту. Сейчас в народе бытует мнение, что качество работы артистов резко ухудшилось за последние годы. Вы такого же мнения?
Вадим Воронов: Хорошо, кстати, сформулированный вопрос! Да, бытует мнение, что за последние годы или даже десятилетия качество, хотя это тоже понятие относительное, работы артистов ухудшилась. И обычно об этом рассуждают «старпёры», то есть люди которые как бы уже на обочине истории, которые хотят поворчать. Но в этом есть здравое какое-то зерно, вы знаете. А дело в том, что с течением времени огромное количество всяких технологических ухищрений появилось в шоу-бизнесе, с помощью которых, может быть, не очень талантливые люди вдруг становится суперзвёздами. Такого в прошлом веке я не припомню. И среди огромного количества музыкального мусора, который появился в двадцатые годы этого столетия, найти что-нибудь действительно интересное стало трудно ещё и физически, потому что просто огромное количество треков выходят, и сколько бы ты их не слушал, у тебя «замыливается» ухо, и, в конце концов, ты потихонечку сходишь с ума. Такого раньше не водилось и было проще разглядеть и оценить суперзвезду, поэтому я не знаю как ответить на этот вопрос.
NotaMe: И напоследок скажите, пожалуйста, Вадим, что должен уметь человек, чтобы стать классным радиоведущим.
Вадим Воронов: Для того, чтобы стать классным радиоведущим необходимо… Записывайте дети! Первое: иметь знакомых в радио бизнесе. Это желательно, но не обязательно. Есть примеры, когда люди приходили на радио, что называется, «с улицы», но это сейчас сложно. Тембр, артикуляция, знание материала, музыки и тому подобные способности — это все не так важно. На мой взгляд, самое главное — не испытывать сомнений. И если это качество в тебе присутствует, то шансы есть. Поэтому я не очень понимаю, как я сам на радио работаю столько лет, потому что я-то как раз, такой знаете, питерский интроверт, сомневающийся и вечно липкий, мерзкий. Я не понимаю как я хоть каким-то людям нравлюсь по радио, но мне, видимо, крупно повезло в своё время, чем я, собственно, и пользуюсь до сих пор.
NotaMe: Спасибо большое, Вадим! Желаем вам успехов!
Вадим Воронов: Спасибо вам! До свидания, до новых волнующих встреч!
Если нас читают студенты радиофакультета, то советую вам прислушаться к мудрым словам Вадима Воронова – веселого, открытого человека, а также очень профессионального и опытного радиоведущего, без преувеличения мэтра Радио! И, кстати, пока он находится в творческом отпуске, на месте деканата все того же радиофакультета, я бы присмотрелся к кандидатуре Вадима – ну чем Воронов не профессор?
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.